Собственный Его Императорского Величества Гараж

Автомобили появились в повседневной жизни царской семьи благодаря князю Владимиру Николаевичу Орлову, который в 1903г. впервые подъехал к Александровскому дворцу Царского села на своей машине. Для царя первое знакомство с подобными техническими новинками началось еще летом 1895 г., когда в Петергофе ему показали «паровой велосипед». Это был французский паровой мотоцикл фирмы «Millet», выпущенный в 1893г. 

В начале XX в. автомобили быстро входили в повседневную жизнь состоятельных людей России. 

Постоянные поездки на автомобилях российских монархов начались только с 1905г. Николай II поначалу настороженно воспринял эту новую технику, но после пробной поездки усадил в автомобиль и императрицу Александру Федоровну. Новинка настолько понравилась царю, что он совершал поездки на автомобиле практически каждый день. Князь Орлов, опасаясь подвергать жизнь царя опасности, фактически превратился в его шофера. Он записал в своем дневнике весной 1905 года: «Государь полюбил автомобиль и решил приобрести себе тоже несколько штук». Аристократический бомонд Петербурга немедленно отреагировал на эту новость слухами. Так, приближенная ко двору А.В. Богданович записала в дневнике 16 августа 1906 г.: «фаворит же теперь кн. Орлов, который ежедневно катает царскую чету в своем автомобиле. Это единственное теперь их увлечение и развлечение». 

Итак, первые автомобили, парк которых постоянно увеличивался, появились в Царском Селе у императора к концу 1905 года. Возникла необходимость решить кадровые проблемы. Князь В.Н. Орлов выступил инициатором открытия «Императорской школы шоферов». Он же подобрал личного шофера Николаю II. Им стал француз с безупречными рекомендациями 25-летний - Адольф Кегресс. Некоторое время В.Н. Орлов постоянно ездил с новым шофером, проверяя его. 

К концу 1906г. в гараже императора было уже семь автомобилей. С этого времени затраты на оборудование гаража и закупку автомобилей были постоянно высоки. В 1908г. царь потратил на гараж 69 700 руб. В 1909г. - 65 000 руб., в 1910г. - 33 000 руб. 

Самые значительные затраты пришлись на 1911г., когда было израсходовано 96.681 руб. К 1911-1912гг. сумма затрат стабилизировалась на уровне 58 600 руб. По самым скромным подсчетам, с 1905 по 1912 гг. на приобретение автомобилей и оборудование императорского гаража Министерством Императорского Двора было потрачено около 550 000 руб. На эти средства приобретались не только автомобили, но и строились новые помещения для императорского гаража. Гаражные строения появились не только в Царском Селе и Петербурге, но и в других царских резиденциях: в Зимнем и Аничковом дворцах в Санкт-Петербурге, в Гатчине и Ливадии. 

18 февраля 1907г. Министр Императорского Двора В.Б. Фредерикс подготовил записку императору «О временно организации автомобильной части», где отмечал: «В настоящее время в гаражах в Царском селе имеется 5 автомобилей Их Императорских Величеств и 2 автомобиля для надобности Дворцового Коменданта. /…/ Вся хозяйственная сторона этого нового автомобильного дела представляется еще неустановившеюся» и предложил «в виде опыта - на один год, для более точного выяснения действительных потребностей автомобильной части … организовать таковую». На записке В.Б. Фредерикс напишет «Высочайшее повелено исполнить». В соответствии с докладом во главе гаража руководителем-инспектором был поставлен князь Орлов, флигельадъютант, полковник. 

Как уже отмечалось, в делах архива есть упоминание о финансировании гаража в 1906г. - 30707 руб. 99 коп. и счета фирмы «Лидваль» за покройку обмундирования для инженеров гаража - парадного и "вседневного" и три счета фирмы «Братья Нобель» - за бензин и керосин. Тогда же приступили к строительству гаражных помещений в Царском селе и Петергофе - императорских резиденциях. Причем о двух зданиях Императорского гаража в Царском Селе упоминает в своем Путеводителе Вильчковский С.М. - полицмейстер императорских дворцов: «первое - сарай для автомобилей и мастерских со службами - кирпичное в стиле античных коттеджей, выстроено в 1906г. по проекту архитектора Данини, второй - жилой дом, в так называемом «новом» стиле, выстроено в 1908г. по проекту Липского». 

Автомобили собственного Его Величества Гаража обслуживали императорскую семью: Его Императорского Величества Николая II, императрицу Александру Федоровну, великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию, наследника Алексея. Там же находились два автомобиля Дворцового Коменданта, автомобили Свиты Его Императорского Величества. 14 марта 1909 года последовало Высочайшее соизволение включить в состав Собственного Его Величества Гаража автомобили Фельдъегерского корпуса, причем ремонт и содержание производить за счет Главного Штаба. Гараж стал производить их эксплуатацию с января 1911г.

Придворный автомобиль
Придворный автомобиль

3 мая 1908г. император повелел «приобрести три грузовых автомобиля для обслуживания Их Величества Августейших Детей. Авто-мобили должны находиться в Гараже и отпускаться иск-лючительно по приказаниям, полученным из комнат Их Величеств. 

Грузовые моторы понадобились при ежегодных поездках Высочайшего Двора из одной загородной резиденции в другую. Таких переездов было немало: два - между Царским Селом и Петергофом, два - между Красным Селом и Петергофом, один или два - между Гатчиной и Петергофом. 

По сметам Собственного Его Величества Гаража можно определить его количественный состав. 10 января 1910 г. Высочайше было одобрено установить постоянный подвижной состав в количестве 10 автомобилей, поезда «Ренар» с двумя платформами и 3-х грузовиков. Причем, среднегодовое содержание одного автомобиля составляет 2 400 руб. Для сравнения - содержание одного слона в Царском Селе в 1906г. обходилось в 1650 руб. 

Судя по всему, Собственный Его Величества Гараж был любимым детищем Императора. Князь Орлов обладал большими полномочиями и мог в случае необходимости закупать отдельные детали, части двигателей, шины и прочее за границей, ставя перед фактом всесильный Кабинет Его Величества и Контроль Министерства Императорского Двора. 

К сожалению, в документах почти нет сведений о перечне марок автомобилей и счетах на их покупку. 

Можно предположить, что закупку автомобилей для Его Императорских Величеств было делом сугубо конфиденциальным, напрямую обсуждалось с Императором. Упоминания об оплате по счетам автомобильным фирмам Гаражом встречаются единичные. Например, в августе 1908г. счет фирмы «Лоран-Дитрих» за автомобильный фургон - 6 000 руб. и счет от 13 января 1908г. за грузовой автомобиль фирмы «Лесснер» - 8 000 руб.

О богатстве отделки императорских автомобилей, их оснащении можно судить по черно-белым фотографиям, да еще счету, выставленному экипажной фабрикой «Ив. Брейтигам» - поставщиком Двора Его Императорского Величества. В 1909г. он взялся чинить экипажи автомобилей по заказу Собственного Его Величества Гаража. Одно перечисление автомобилей пришпоривает фантазию и будит в памяти сказки про золотые царские кареты и необычайную роскошь: «Ландолей синий Его Величества, Лимузин красный Его Величества, Лимузин синий Его Величества, фаэтон «Белльвиль» Его Величества». Как ни как, четыре роскошных императорских автомобиля, правда, без указания фирмы изготовителя. В них кожу верха покрывали лаком, исправляли шторки и подушки.

Император Николай II у входа на Международную автомобильную выставку
Император Николай II у входа на Международную автомобильную выставку

А вот в Светских автомобилях: «Ландоле, лимузин «Лесснер», автомобиль синий, открытый, автомобиль красный, открытый» - в них вычищена обивка, исправ-лены кожаные занавески, заменена дверная ручка из слоновой кости, сиденье шофера покрыто лаком. На подножке набили наугольники. В грузовом автомобиле «Дитрих» подушку покрыли лаком и поправили кожу сиденья. 

В 1910г. Собственным Его Величества Гаражом в фирме «Делонэ-Белльвиль» были приобретены шасси, на которых установлен кузов, выполненный фирмой «Келльнер». Для нового императорского автомобиля приобрели дорожный несессер с серебряным прибором весом 12 фунтов.

IV-ая Международная автомобильная выставка (Михайловский манеж)
IV-ая Международная автомобильная выставка (Михайловский манеж)

В Гараже был следующий личный состав: Заведующий Технической частью - Адольф Кегресс, по документам французский подданный, Заведующий хозяйственной частью - Семенов. А также «шоферы, машинист при поезде, шофер при фургоне, шофер при омнибусе, мыльщики; при мастерской монтировщики, токари, кузнец, молотобоец, маляр, столяр, вахтер». По мере развития Гаража личный состав несколько увеличился и составил в 1910г. 50 человек. Жалованья Заведующему Технической частью положили 4 200 рублей в год, старшему «шоферу» - 2 400 рублей, шоферу 1 разряда - 1 200 рублей, 2 разряда -_ 960 рублей, 3 разряда -_ 720 рублей. Также получали «монтировщики».

Тюрка Мери - Франция. Выпуск 1912-1913г
"Тюрка Мери" - Франция. Выпуск 1912-1913г.

Помимо жалованья, личному составу полагались «квартирные» - за оплату жилья, «дачные», «порционные» - при выезде на автомобилях. Всему личному составу «строили обмундирование». 

Николай II унаследовал от Павла I любовь к военным парадам, к мундирам и Высочайше «повелел соизволить, чтобы Заведующему Технической частью Гаража, шоферам и служителям при автомобилях присвоены были, для выездов в холодное время, серые мерлушковые папахи несколько остроконечные, но по образцу прежних папах Собственного Его Величества Конвоя, с кокардою для техника и золоченою коронкою для остальных служащих и верхушками по цвету фуражек». 

Некоторые вопросы, касающиеся Собственного Его Императорского Величества Гаража, решал Дворцовый комендант, так именовалась должность начальника Собственной Его Императорского Величества охраны. В его обязанности входила проверка политической и нравственной благонадежности лиц, поступающих на службу в Императорский Гараж. Проверку проходили все служащие Гаража - от Заведующего Технической частью и шоферов Его Императорского Величества до мыльщиков и маляров.

Еще одна обязанность Дворцового коменданта, сопряженная с большими трудностями, это определение маршрута автомобильного передвижения Императора. Здесь, самое главное, приходилось учитывать состояние дорог. 

Одного журналиста после 5-летнего отсутствия спросили, какую перемену он видит в Петербурге: «Да, большую, прежде мостовые были плохи, а теперь они стали совершенно никуда, ибо надо полагать, что их за 5 лет ни разу не ремонтировали». 

В список «проклятых Богом мест» попали Звенигородская, Разъезжая, Лиговская улицы, дорога на Марсовом поле у дворца принца Ольденбургского, Стрелка Васильевского острова, Троицкий мост. 

Бенц - Германия. Выпуск 1912 - 1914г.
"Бенц" - Германия. Выпуск 1912 - 1914г.

Мостовые Санкт-Петербурга в 1914г. «улучшали» до боли знакомым методом - производили «заплаточный ремонт» обыкновенно двумя рабочими, из которых один мальчик лет 15-16». 

К 1913г. по дорогам и бездорожью Санкт-Петербурга, Москвы, других городов «бегали» автомобили фирм Бенц, Опель, Фиат, Мерседес, Пежо, Рено, Бразье, Лаурин-Клемент, Делонэ-Белльвиль, Даррак, Лоррен-Дитрих, Клеман-Байяр, N.A.G. (Nene Automobil Geselischft), Адлер, Форд, Жермен, Де-Дион Бутон, Моррис, Руссо-Балт. 

В 1909г. появляются - Правила пользования автомобилями. Санкт-Петербургский градоначальник подписывает Обязательное Постановление <О порядке езды по городу Санкт-Петербургу на автомобилях>. В 1913г. для обеспечения безопасности императорской фамилии в Петербурге запретили езду на грузовиках и мотоциклетах по главным улицам и проспектам: Невскому, Морской, Набережным, Каменноостровскому. 

Царский автомобиль на лыжах Руссо-Балт у мастерской Ипата.
Царский автомобиль на лыжах "Руссо-Балт" у мастерской Ипата.

В августе 1914 года Россия вступила в Первую мировую войну, а с сентября 1914г. Николай II стал регулярно выезжать на фронт. 

Гараж императора продолжал увеличиваться и в годы войны. Но пополнялся он не за счет роскошных автомобилей, а тех, которые могли бы понадобиться в условиях войны. Так, зимой 1915-1916гг. для царя был разработан автомобиль-сани. К началу 1916 года в императорском гараже имелось 56 автомобилей. Среди них было девять автомобилей Николая II, девятнадцать автомобилей для свиты, три фельдъегерских автомобиля, пятнадцать хозяйственных и десять автомобилей для придворных.

Император Николай II около своего автомобиля Мерседес-Книхт-Ваген 16-40 PS.
Император Николай II около своего автомобиля "Мерседес-Книхт-Ваген 16-40 PS".

После февральской революции 1917г. и падения монархии весь автомобильный парк императорского гаража был реквизирован. 9 марта 1917г. вся материальная часть <Собственного Его Императорского Величества гаража> была передана в распоряжение Временного правительства. 

Придворные автомобили до 1914 года.
Придворные автомобили до 1914 года.

С ноября 1917г. машины гаража Временного правительства обслуживали руководство Советской России. В 1918г. их перевезли в Москву. 

Они изнашивались, выходили из строя и постепенно сдавались в утиль. Единственный автомобиль, который уцелел, это был "Делонэ-Белльвиль", заказанный гаражом Е.И.В. в 1917г., но так и не полученный. 

"Делонэ-Белльвиль" - один из самых величественных и роскошных автомобилей ХХ века. Его называли царским автомобилем или французским "роллс-ройсом", однако некоторые образцы ценились выше известной английской марки. До сих пор они остаются раритетами. 

До первой мировой войны "Делонэ-Белльвиль" имел огромный престиж в мире, чему способствовали поставки для российского двора и для других важных персон, в том числе и для президента Франции Раймона Пуанкаре. 

У Николая II был несколько семиместных "Делонэ-Белльвиль" образца 1912 года. Они были с разными летними и зимними кузовами. В столице Николай II пользовался машиной с закрытым кузовом "лимузин". В Крыму ему служил аналогичный автомобиль с открытым кузовом с тентом над пассажирским салоном. Оба варианта автомобиля имели по 3 фары - две обычные, а третья стояла на кромке крыши, а на открытой машине - по центру радиатора. Отличительной особенностью всех автомобилей этой марки был круглый радиатор и цилиндрический капот. На царских вариантах стоял шестицилиндровый мотор гигантского даже для того времени объема - 11846 куб.см. Он был прекрасно уравновешенным и очень тихим при работе. Конструктивные решения автомобиля опережали время и применялись только на самых дорогих и мощных моделях. Размеры мотора определили внушительную длину капота, а тот, в свою очередь, - солидную, почти шестиметровую длину всего автомобиля. Двигатель запускался сжатым воздухом (об электрических стартерах тогда еще и не мечтали). Сжатый воздух хранился в баллоне, куда его нагнетали компрессором. Система была даже по тем временам редкая, сложная и очень дорогая. Она позволяла при любых условиях запуститьмотор, к тому же, при помощи сжатого воздуха, автомобиль мог самостоятельно проехать до сотни метров без запуска двигателя. 

Все автомобили этой марки отличались необычной изысканностью, многие внешние элементы отделки - от обрамления радиатора до корпусов фар и колесных колпаков - делались под золото, на дверях красовались царские гербы. 

Ни один из царских автомобилей у нас не сохранился.

Группа придворных шоферов в зимней форме. Начало 1910 г.
Группа придворных шоферов в зимней форме. Начало 1910 г.

Фирма из парижского пригорода Сэн-Дени сначала делала локомотивы и паровозные котлы. С 1904г. она принялась за строительство автомобилей, которые отличались паровозной массивностью (круглым радиатором и покатыми боковинами капота авто напоминали переднюю часть паровоза), прочностью и обстоятельностью, обладали легендарной долговечностью. Некоторые их этих экземпляров проходили до 300 тыс. км без ремонта. Все они имели удивительно плавный ход, солидную, представительную внешность и, можно сказать, царственную осанку. Их создателем был Мариус Барбари, получивший "автомобильное образование" еще у Бенца. 

Несмотря на то, что фирма распалась после Второй мировой войны, она до сих пор осталась в памяти как главный поставщик автомобилей для двора Его Императорского Величества. 

КРЕМЛЕВСКИЙ ГАРАЖ - ГАРАЖ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ 


До февраля 1917 года Собственный Его Императорского Величества гараж числился за Министерством императорского двора и уделов (МИДв). Необходимо отметить, что только <числился>. Средства на гараж тратились значительные, а Контролю МИДв (так именовалось контрольно-ревизионное управление министерства) до 1917 года так и не удалось провести ни одной полноценной поверки и ревизии. 

Февральская революция не внесла в жизнь служителей императорского гаража ничего особенно нового. Сменилось только название гаража, теперь это - <Автомобильная база Временного правительства>, наименование контролирующего ведомства, значившегося Комиссариатом имуществ республики, и пассажиры. К 46-ти автомобилям императорского гаража прибавилось еще 16 машин, реквизированных у бежавших за границу владельцев.

Автомобили курсов командиров.
Автомобили курсов командиров.

Большую часть вакансий в автомобильной базе заняли прежние придворные чиновники, и жизнь гаража потекла своим чередом _ выезды, поломки, ремонты. Впрочем, поломки случались не слишком часто. Автобазе Временного правительства (располагалась в Петрограде на Конюшенной площади, дом № 2) 
достались по наследству автомобили лучших европейских марок. Так что машины не доставляли <шофферам>, как их тогда называли, и механикам особых хлопот. К тому же автомобильная база получила <царский подарок> - мастерские, с которыми по оснащению мог потягаться не каждый российский механический завод. При этом в Петрограде, несмотря на мировую (тогда говорили <Великую>) войну, продолжали работать склады запасных частей. Даже для вражеских <мерседесов> нужные детали быстро доставлялись через нейтральные страны. Здесь же, на Конюшенной площади, размещалась конная база Временного правительства. 

Автомобили курсов командиров.
Автомобили курсов командиров.

К концу лета 1917 года на автомобильной базе Временного правительства действовал выборный комитет рабочих и служащих автобазы. 24 октября 1917 года, в разгар революционных октябрьских событий, в автомобильную базу Временного правительства из Петроградского Военно-Революционного Комитета (ВРК) поступило указание: <Все имущество Базы переходит в собственность Военно-Революционного Комитета. Все служащие остаются на своих местах. База должна исполнять только предписания, санкционированные Военно-Революционным Комитетом>.

Автомобили курсов командиров.
Автомобили курсов командиров.

27 октября 1917 года в столичный Союз шоферов и автомобильных техников из ВРК поступило распоряжение: <Военно-Революционный Комитет Петроградского Совета Рабочих и Солдатских депутатов сообщает, что все имущество и материал Базы и гаража находится в распоряжении Военно-Революционного Комитета и предлагает принять меры для их охраны. Впредь до конструирования нового Ц.И.К.С.Р. и С.Д., избранного на втором съезде Советов должны исполнять только распоряжения, санкционированные Военно-Революционным комитетом и теми организациями рабочих и солдат, кои на это уполномочены Военно-Революционным Комитетом>.

Автосани.
Автосани.

Автомобильная и конная базы Временного правительства были переименованы в автоконюшенную базу Совета Народных Комиссаров (СНК) _ нового правительства социалистической России. В состав автомобильной базы СНК первоначально вошли 62 автомобиля из гаража Временного правительства. 

В феврале 1918 года германские войска развернули активные наступательные действия по всему фронту. Главный их удар был нацелен на <колыбель революции> - красный Питер. 21 февраля 1918 года Совнарком принял подготовленный В.И. Лениным декрет - воззвание <Социалистическое отечество в опасности!>. Автоконюшенную базу СНК переименовали в <Военную автомобильную базу СНК>, а водители и технический персонал, ставшие военнообязанными, приняли присягу. Конная база СНК стала работать независимо от военной автобазы СНК.

24 февраля 1918 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) принял постановление о формировании специального воинского подразделения под названием <1-й автобоевой отряд при ВЦИК>. Военная автобаза Совнаркома передала отряду ВЦИК 17 автомобилей: 12 легковых и 5 грузовых. 1-й автобоевой отряд получил также два броневика <Остин> и несколько мотоциклов. К отряду приписали батальон латышских стрелков. Получилась первая в Советской России, очень эффективная, мотопехотная часть, своего рода <спецназ>, подчиненный напрямую руководству государства. 1-й автобоевой отряд при ВЦИК принимал участие в охране Смольного (до отъезда Советского правительства в Москву), выполнял другие военные и оперативные задания. 

11 марта 1918 года Советское правительство переехало из Петрограда в Москву. К середине апреля вся материальная часть военной автобазы СНК была переведена в новую столицу. В Манеже, по указанию Председателя ВЦИК Я.М. Свердлова, разместился гараж автомобильного отдела ВЦИК. Военная автобаза СНК заняла здание и прилегающую территорию по адресу: Каретный ряд, дом №4 (бывшая каретная мастерская и магазин братьев Макаровых).

В.И. Ленин, Н.К. Крупская, М.И. Ульянов перед отъездом с Ходынского поля после военного парада. За рулем автомобиля
В.И. Ленин, Н.К. Крупская, М.И. Ульянов перед отъездом с Ходынского поля после военного парада. За рулем автомобиля "Бенц" шофер Л.Т. Горохов 1 мая 1918г.

продолжение следует...